30.01.2005 |
Чистильщик: обзор от PlayGround.ru |
|
Благодаря стараниям небезызвестной воронежской конторы «Бурут» к возможности вырастить на территории нашей родины приличный шутер потребитель относится с нескрываемым сарказмом. «Ага, чьим убийцей они хотят стать в этот раз?» – рефлекторно ехидничаем мы, узнав о разработке очередного FPS. Поэтому издатель, дабы избежать язвительных укоров, решил не разворачивать даже подобия пиар-кампании, и «Чистильщика», мягко говоря, не ждали. Да, реклама талдычила о реках крови (которых тут нет и в помине), о перенавороченном движке и обилии «мяса», но, по большому счёту, на это никто не обратил внимание. Напрасно, потому что мы получили действительно лучший российский шутер, за который не придётся краснеть на той же E3.
Когда надо что-то сказать Ребята из «Ориона» сразу честно признались, что никакой глубокой предыстории и напрягающего головной мозг сюжета здесь нет и в помине. Нам предлагают простенькую историю об учёном, нашедшем источник альтернативной энергии из человеческой души. Батарейка получилась что надо – Матрица отдыхает, только вот образовавшуюся пустошь начали заселять всевозможные демоны, превращая простого homo sapience в не менее простого zombo stupidest. Более того, товарищу Алексу Хаксли сия идея пришлась по душе, и он недолго думая организовал секту «Нового Рассвета» для обесчеловечивания наивных граждан. Какое, спрашиваете, отношение это имеет к главгерою Стивену Гейсту (отличное сочетание букв в фамилии, не находите?)? Нет, не надейтесь на какой-нибудь хитрый ход сценаристов: наша, в смысле его, подружка Лин оказывается вовлечена в вышеупомянутую организацию и потихоньку сходит с ума, превращаясь во, как бы это помягче, внешне (да чего уж там, и внутренне) не самую привлекательную девушку. После очередной ссоры она уходит к Хаксли, а мы, почувствовав угрызения совести, пытаемся её вернуть, направляясь к особняку главзлодея.
The Key’s in variation В принципе, после первых пяти минут о фабуле хочется забыть. Ровно как и о самой игре. Парадокс, но первые два уровня вызывают ощущение, близкое к несварению желудка. На нас набрасывается табун зомби, единственное доступное оружие – труба, попасть которой в нелюдя – не самое простое занятие. В голову начинают приходить нехорошие мысли, дескать, разработчики переиграли в Painkiller и за полгода слепили такую вот поделку. Но стоит только заставить себя пройти эти злополучные три локации и, о чудо, перед нами уже некое подобие криминального боевика a la Kingpin. Спустя некоторое время нас забрасывает в подземные лаборатории, затем в так называемое чистилище: цепь парящих в атмосфере футуристических городов - и так далее, пока не доберёмся до ада и не дадим жару Самой Главной Редиске (каковая, кстати сказать, безумно похожа на главного тренера футбольного клуба «Торпедо - Москва» Сергея Петренко - прим. Оракул). Именно разнообразие уровней и их отличный дизайн поддерживает интерес к происходящему. Здесь вас никогда не будут пять часов пытать апендиксоподобными одинаковыми коридорами и заставлять искать кнопку, как в безобразном Kreed. Ребята из «Ориона» словно чувствуют, что нам начинают осточертевать научные комплексы – и нас тут же выбрасывают на свежий воздух, в Перу, где мы, пусть и с крохотной, но всё же нелинейностью пробиваемся через ряды наёмников. Не спорю, что подобная чересчур резкая смена событий порой напоминает паранойю, но, с другой стороны, «Чистильщик» по- своему уникален: он одновременно эксплуатирует идеи большинства ярких экшенов последних лет шести. Согласен, выглядит это весьма бесцеремонно, однако, назвать проект клоном не получится при всём большом желании. Теперь стоит определиться с поджанром. Рекламные плакаты кричат и обещают «декалитры крови, килограммы свинца и самый безбашенный и кровавый шутер 2004 года». Я должен огорчить всех виртуальных крутых Сэмов: обещанное «мясо» присутствует только в самом начале. Дальше игра напоминает скорее Half-Life или Unreal, нежели Blood. Никаких толп безмозглых обезьян, шестиствольного пулемёта с двумя тысячами лент и скорострельного гранатомёта здесь не найти при всём большом желании. Более того, мы нередко будем испытывать как раз дефицит амуниции, так как в нашем распоряжении двадцать четыре вида оружия, половина из которых практически бесполезна. Чего только стоит пять колюще-режущих предметов, применения которым в принципе нет. Реально же полезными оказались лишь близкий родственник АК-74 с подствольным гранатомётом, стреляющая разрядами энергии пушка (дизайном напоминающая что-то из UT), снайперская винтовка и таинственный повелитель душ (не путать с Soul Cube из Doom III). Остальные двадцать созданы больше для features-листа и на практике бесполезны. Ребята из «Ориона» к тому же не обделены фантазией, посему сделали замечательную пародию на имплантанты Deus Ex: в Чистильщике есть десяток приспособлений, действие которых ограничено временем. Есть и полезные, вроде очков ночного видения Тринити и таблетки «съешь меня», уменьшающей нас в три раза, так и ненужные, но забавные вроде неработающего светового меча джедая. Вообще с чувством юмора у разработчиков всё в порядке: каждая новая миссия начинается с реплики Стива. «Здесь, должно быть, скрывается Бен-Ладен», – говорим мы, попав в неприступный бункер; «Ну, это, конечно, хорошо, но хотелось бы ещё и пивка... Только не местного!», – изрекает наш подопечный, попав в один из городов чистилища. Это один из тех факторов, благодаря которым игра обладает своим, пусть и не уникальным, но стилем и не старается быть серьёзной, как может показаться при первом знакомстве с ней. Да и, честно говоря, само название проекту не очень подходит, а вот англоязычное – HellForces – в самый раз.
Требуется генеральная уборка С такой фразой хочется обратиться к разработчикам при встрече после первой минуты игры. Увы, но она трещит по швам от обилия ошибок, багов и просто недоработок. Я не знаю, что случилось с бета-тестерами, однако некоторые оплошности мог заметить и человек, совершенно не разбирающийся в компьютерах. Посетители форумов жалуются на проблемы с водой, текстурами, родным и любимым StarForce и невозможностью даже запустить Чистильщика. Не меньше огорчают нас неработающее колёсико мыши, отсутствие лицевой анимации и минутные quickload’ы. Последние ближе к середине начинают сильно действовать на нервы: наши противники практически не промахиваются, обзаводятся базуками, пулемётами и прочими снайперскими винтовками, поэтому загружаться приходится далеко не изредка. Эти, на первый взгляд, мелочи доставляют огромное количество неудобств, а прохождение финальных уровней больше напоминает испытание на выносливость, поэтому играть без патча (который должен выйти совсем скоро) категорически не рекомендуется: потеряете половину удовольствия.
Не ждали Однако больше всего (в хорошем смысле) удивляет внешний вид проекта. «Чистильщик» использует практически все современные технологии: и пиксельные, и вершинные шейдеры, и bump-mapping. Модели людей (и не только) сделаны на твёрдую четвёрку, игра тени и светы (авторская орфография сохранена – прим. Оракул) заслуживает оваций, высокие, в большинстве своём, разрешения текстур, замечательный физический движок. Всё это позволяет игре находиться на одном техническом уровне с большинством западных шутеров (на гранды жанра, понятно, не замахиваемся), а в чём-то их превосходить. Только за это разработчикам следует дать медаль, ибо за полтора года сделать такого качества проект при довольно скромном бюджете может далеко не каждый дебютант игровой индустрии. Звук же немного огорчил: несмотря на поддержку EAX и прочего, похвастаться ему нечем, всё довольно воспринимается одинаково и пресно. Правильная музыка поддерживает уже сформировавшуюся атмосферу и свои функции выполняет целиком. Игра актёров в целом неплоха, но голоса некоторых персонажей оставляют желать лучшего; диалоги, коих здесь не мало, а очень мало (они ещё от нас и не скрыты: хранятся в txt. файле и занимают всего 76 кб), сухи и банальны, впрочем, мы уже условились, что сценарий здесь – отнюдь не главный компонент.
*** Никто и подумать не мог, что в итоге мы получим очень крепкий проект мирового, прямо скажем, уровня, оставляющий позади всевозможные клоны клонов Half-Life. Благодаря нехилому разнообразию миссий и атмосфере, в «Чистильщика» хочется играть, а это в шутерах встречается всё реже и реже. Конечно, он вышел уже после 16 ноября, и потребитель предпочтёт ему Half-Life 2... И всё же попробуйте купить уже пропатченный второй тираж (скорее всего и с другой обложкой – эта страшна как смерть). Главное - забыть первый час игры.
Рейтинг:
Геймплей: 8.0 Графика: 8.0 Звук и музыка: 7.0 Интерфейс и управление: 6.0 Оценка автора: 7.0
Общий рейтинг: 7.2
|
|
|
|
|
|