ru eng
  10.07.2009   Черная метка - рецензия от игромании

«Помогите раскаявшемуся алкоголику вновь стать членом общества...» — клянчит спившийся интеллигент в метро, когда мы проносимся мимо. За нами, размахивая топорами и газовыми ключами, бегут жирные, разукрашенные фрики. Милиционер палит из пистолета. На скамейках, скрючившись, спят нищие. Голос неизвестного человека по рации дает инструкции, что делать дальше. Мы добегаем до края платформы, прыгаем через нее, отряхиваемся, оборачиваемся — и летящего за нами толстяка сбивает поезд.

Попытка номер шесть

 

Сюжет «Черной метки» в общих чертах основан на одноименном рассказе Андрея Дашкова, который, в свою очередь, выудил идею из «Бегущего человека». На дворе 2020 год, Россия погрязла в беспределе и бандитизме, и, чтобы хоть немного приручить бунтующие массы, правительство организует реалити-шоу «Черная метка». Человеку обманным путем вводится одноименный вирус, после чего ему остается только бежать, спасаясь от охотников, в надежде передать метку другому. Все это непрерывно снимается на камеру и транслируется по ТВ.


Новый герой программы — веб-дизайнер Николай Камолов. Получив метку от толстяка в подъезде (а в рассказе, между прочим, через поцелуй с девушкой), мы просыпаемся в своей квартире от телефонного звонка. Представитель организации с говорящим названием «Антиметка» обещает избавить от вируса, если Камолов будет следовать его инструкциям. Врет, конечно, — придется дойти до самого конца телешоу.

Геймплейно «Черная метка» — это чистой воды Condemned: Criminal Origins. И немного Manhunt. Большая часть игры проходит в драках на газовых ключах, мачете, топорах, битах и серпах. Перестрелки встречаются редко, и то ближе к концу игры. В основном мы, тяжело дыша, бегаем по угрюмым декорациям, бьем головы противникам, собираем аптечки и взламываем холодным оружием двери. Или, если есть возможность и желание, подкрадываемся к врагам сзади и душим.

Самое интересное — выть белугой от всего этого совершенно не хочется. Игра, в отличие от других русских шутеров, постоянно подсовывает новые события и ловко тасует декорации. Вот мы выбираемся из подъезда, пробегаем по чердаку, спасаемся в метро, бродим по заводу, падаем в пещеру с каннибалами — и вскоре оказываемся в сумасшедшем парке развлечений. «Черная метка» исполнена с непривычным для русского шутера вниманием к деталям.

Кроме того, у Orion неожиданно прорезались серьезные режиссерские амбиции. «Черная метка» очень удачно переносит глубоко нездоровый, отталкивающий, болезненный стиль Manhunt на российскую почву. Сюрреалистичный цирк, клоуны с бейсбольными битами, главарь каннибалов, сочувствующе приговаривающий, что им нечего есть, и отрезающий вопящей жертве ноги. Наконец, ниндзя в вороньих масках, населяющие спортивный центр. Даже неприятный юмор (ближайший ориентир — «Санитары подземелий») тут кажется меткой культурологической деталью.

   



Телевизионные боссы

Бейсболист

Агрессивный, помятый и пьяный мужик с битой в гвоздях. Появляется эффектно  — влетает на мотоцикле в окно, но, не удержавшись, взрывает его ударом о стену. Дерется, плаксиво матерясь сквозь зубы.

 

Пила

Назван в честь известного фильма ужасов, ведет себя как режиссер из Manhunt —следит за нами по мониторам, комментирует действия, радостно улюлюкает, когда мы забиваем очередного охотника, и изо всех сил старается запилить нас бензопилой.

 

Ворон

Ниндзя в BDSM-костюме, сражается на двух серпах и носит маску ворона. Женщина, говорящая мужским басом. Перед боем утверждает, что не испытывает к нам «низменной ненависти и звериной ярости» и надеется на «поединок отточенного мастерства». Поле битвы — бассейн.

 

Франкенштейн

Куратор шоу и единственный, кто выжил в нем в свое время. С плазменных панелей Ольга Бузова хвалит его силу и мощь, но на самом деле Франкенштейн даже слабее Бейсболиста. Обычный бугай, умирающий от одной мины-липучки.

 

Сантехника вызывали

 


Постоянно рубить затянутых в карнавальные маски толстяков почти не надоедает. Мы делаем ставки на себя в тотализаторе, на выигранные рубли в магазине покупаем аптечки, броню и мины-липучки. Используем добивающие приемы. Толкаем холодильники. Чтобы взорвать машину, засовываем в выхлопную трубу смоченную бензином тряпку. В общем, не вентили по тысяче раз крутим, как в какой-нибудь Legendary.

Бодрит и откровенно идиотская озвучка «мясников». Ее много, она разная и всегда в таком духе: «Мама, ну что ты волнуешься! Я с Катей гуляю, в парке. Откуда деньги? Ну я же работаю, мам, в тире, ты же знаешь. Все, мам, мне идти надо, пока!» Это, к слову, говорит затянутый в кожу буйвол с мачете в руках, который, нападая на нас, кричит что-то вроде: «Я лишь марионетка в руках безумия!»

Наконец, в «Черной метке» обнаруживается язвительная пародия на сегодняшнее политкорректное общество. «Внимание, прямой эфир! Просьба не использовать нецензурную лексику», — предупреждает нас оператор, и в следующую минуту он же просит пожестче рубить врага — для рейтинга. По телевизору передают радостно кривляющуюся Ольгу Бузову, ведущую шоу, которая докладывает об успехах героя, убить ее нельзя. А Николай тем временем задается почти шекспировским вопросом: «Что мне противнее: охота или гламур?»

Выглядит «Черная метка» неоднозначно. Некоторые текстуры разбавлены водой, другие четкие, как ростовские ребята. Зато стилизация под российскую действительность идеальная. К тому же — вот уж действительно удивительно — все наши действия щедро анимированы. То есть если нужно открыть дверь, то появляется, натурально, рука, вставляющая ключ в замок, никакого телекинеза.

Отвислые уши «русского шутера» имеются, к сожалению, и тут. Если разговоры охотников в игре интересны, то основной сюжет подается через мерзко нарисованные комиксные вставки. Нападения врагов жестко заскриптованы, а сами они обожают штурмовать стенку лбом.

* * *

С формальной точки зрения никаких новых идей в «Черной метке», конечно, нет. Скелет сюжета извлечен из «Бегущего человека», концепция шоу — из Manhunt, боевая система — из Condemned: Criminal Origins, летающая говорящая камера — из Portal. Однако, будучи скреплены вместе, эти элементы впервые в истории русского народного шутера не разваливаются, как карточный домик, а работают. «Однако ж во всей этой затее радует одно — на нашем с вами отечественном рынке появилась компания с очень большим потенциалом. Так что будем ждать от «Ориона» попытки номер два» — так писали мы в 2005 году, рецензируя «Чистильщика». Попыток, как видите, понадобилось несколько больше.


Реиграбельность  нет

Классный сюжет  нет

Оригинальность  нет

Легко освоить  да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 6

Графика: 6

Звук и музыка: 7

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Занятный, хоть и насквозь вторичный русский шутер, в который удивительным образом можно играть и получать от этого удовольствие.

Рейтинг «Мании»: 6,5

Добавить комментарий
Автор :
Текст :

 
 
 

Наши спонсоры: